+7 (982) 877-10-93

Бедный Бог

« Назад

Бедный Бог 04.04.2016 05:01

Добрый день!

Сегодня я хотела бы рассказать о понимании  Рильке такого явления как "бедность".

Центральной проблемой третьей части «Часослова» Р.М. Рильке «Книга о бедности и смерти» является вопрос об онтологическом статусе современного, буржуазного мира. В этой части лирический герой оказывается в мире большого буржуазного города, который противопоставлен миру природы, в котором нет места Богу. Понятия «бедность» и «смерть», о которых рассуждает лирический герой, для большинства людей имеют негативные коннотации. Однако в третьей части цикла они выступают как позитивные явления, позволяющие человеку понять себя и найти свое место в мире. Бедность понимается не как социально-экономический, а как экзистенциальный феномен. man-1188012_640
Рильке принципиально различал бедность как духовную позицию и бедность как реально существующую нищету. Основной точкой рефлексии лирического  героя «Часослова» является Бог (Gott). В первой части «Часослова» в стихотворении «Ты еле шепчешь, прокопченный» Бог предстает Богом бедных,  скромных, бог крестьянина и кузнеца, Бог людей, далеких от буржуазных отношений. Он сам труженик, которому понятны заботы людей. Этот Бог близкий и  понятный. В стихотворении из второй части «Ты старый, темный, закоптелый» образ бога-труженика наиболее выражен. Бог сравнивается со стариком-  кузнецом, который работает в поте лица и является мастером своего дела.
В стихотворении «Ты — бедный, нищетою пораженный» из третьей части цикла образ бедного Бога репрезентирован, на мой взгляд, наиболее полно. Это  стихотворение служит расшифровкой предыдущего стихотворения «Нет, не бедны они, а небогаты», которое заканчивается словами:
Ведь нищета — великий свет нутра…

Эти слова задают вектор пониманию бедности в цикле.

Рассмотрим стихотворение «Ты — бедный, нищетою пораженный» подробнее:
Ты — бедный, нищетою пораженный,
Ты — камень тот, что места не найдет,
Отверженный и жалкий прокаженный,
стучащий колотушкой у ворот.

Живешь, ничем, как ветер,
не владея, едва прикрыла слава наготу.
Она еще дырявей и скупее,
чем затрапез, одевший сироту.

Бессилен Ты и голову повесил,
как тайный во девичьем чреве плод,
и судорожными тисками чресел
она ему дыханья не дает.

И беден Ты, как дождь весенний, сирый,
блаженно с неба падающий ниц,
един и беден, как тоска по миру
из вечных камер каменных темниц.

И беден Ты и счастлив, как больной,
что поудобней повернулся на бок,
бедней цветов, возросших у канавок,
когда по ним гуляет вихрь шальной,
бедней, чем мокрая от слез ладонь...

Что пред Тобой утраты и потери
и птицы, изнемогшие в пути,
и пес голодный, воющий у двери,
и тихие тоскующие звери,
которых позабыли взаперти?

И что ночлежки, нищие ночные
перед Твоею нищетой, Господь?
Не мельницы, а жерновки ручные
—и все же могут хлеба намолоть.

А Ты, лицо рукою закрывая,
из нищих нищий и совсем ничей,
Ты —роза бедности святая,
Ты —россыпь пыли золотая
в сиянье солнечных лучей.

От века родины не зная,
Ты в мире больше не бывал.
Иначе бы вставал Ты валом,
Ты воешь бурей и звучишь кимвалом,
и рушит всех играющих кимвал.

Первое четверостишье указывает на то, что Богу нет места в нашем мире «камень тот, что места не найдет», он изгнан как «отверженный и жалкий прокаженный». Во втором четверостишьи рассматриваются отношения собственности. У Бога нет отношений собственности, обладания, как у людей. Отношения собственности мешают познанию скрытой сути вещей, искажают и извращают взаимоотношения человека с миром. У Бога нет отношений собственности к миру, поэтому он беден в понимании людей. На такое представление о боге оказали влияние мистические учения Майстера Экхарта. У М. Экхарта есть «Проповедь об истинной бедности», положения которой нашли своё отражение в «Книге о бедности и смерти». Истинная бедность помогает познать истинную суть вещей. Истинно бедный человек – это человек, который ничего не имеет, ничего не желает и разум которого чист, как лист бумаги. Истинным бедняком является бог, и его знание мира происходит от бедности, то есть отказа от отношений собственности.
Следующие четверостишья объясняют истинную бедность - это сила зародыша, который хочет выжить, не смотря на то, что его хотят уничтожить. Бедность в весеннем дожде, падающем на крыши домов города, где он не может принести пользу. Метафора дождя используется, чтобы показать его живительную и оплодотворяющую силу для растений. Образы замерзающих птиц, голодной собаки, забытых в клетках животных, потеря самого себя – всё эти образы символизируют безнадежность жизненных ситуаций и страх. В этих ситуациях фокус внимания смещается с внешнего мира на внутренний мир, появляются иные, чем в большом городе, ценности. Однако О.Ф. Больнов, анализируя поэзию Рильке («Философия экзистенциализма: Философия существования»), отмечает, что сквозь страх достижимо подлинное существование: «Выдерживание страха становится тем требующим от человека высочайшим достижением, в котором единственно реализуется подлинность его существования» (с. 96).
В этом состоянии бедные, отверженные люди могут приблизиться к Богу, уподобиться ему - в первом четверостишьи бог назван Stein (камень), в этом четверостишьи бедные в немецком тексте - kleine Steine (маленькие камни). Они вносят свою лепту в изменение ситуации «и все же могут хлеба намолоть». Символика пищи указывает на питающий и жизнесохраняющий характер бога и бедных людей.
Восьмое четверостишье подчеркивает исключительную степень бедности Бога. Бедность – это не отсутствие обладания чем- либо, это возможность нового преображения, изменения от мира людей к миру природы «россыпь пыли золотая в сиянье солнечных лучей». Следует отметить, что и золото, и солнечный свет имеют приблизительно одинаковую окраску – желтый цвет, но качественно они относятся к разным мирам: золото – к миру буржуазного, большого города, солнечный свет к миру природы, миру бога. Метаморфоза оказывается возможной в состоянии крайней внутренней бедности. В мире людей, в мире большого города Богу нет места, поэтому он назван Heimatlose ("От века родины не зная").
Бог - недосягаемый для людей и одинокий, Любой, кто пытается приблизиться к нему, разбивается об него: «Ты воешь бурей и звучишь кимвалом, и рушит всех играющих кимвал».
Под бедностью в «Часолове» понимается не социально-экономическое положение, отсутствие средств к существованию, а внутреннее состояние, духовная позиция. Это внутреннее состояние характеризуется, прежде всего, в отказе от отношений собственности к чему бы то ни было. Под отношениями собственности понимается желание человека присвоить, сделать своим, использовать для своих целей что-либо. Отношения собственности мешают познанию скрытой сути вещей, искажают и извращают взаимоотношения человека с миром. Бог, пронизывает все в мире, и является наивысшим воплощением отказа от собственности. Он является истинным бедняком. Для внутреннего состояния бедности характерно одновременно состояние страха, который предстаёт скорее достоинством, а не недостатком. Сквозь страх достижимо подлинное существование (О.Ф.Больнов «Философия экзистенциализма: Философия существования»). В состоянии страха становится возможным переместить фокус своего внимания с внешних явлений на внутренний мир, изменить своё отношении к жизни. И таким образом, приблизиться к богу. Однако, Бог утратил свое значение в современном мире. Люди буржуазного города состредоточены на достижении своих целей, он не может достучаться до них. Поэтому бог одинок. Лишь люди, оказавшиеся в ситуации бедности, испытывающие чувство экзистенциального страха могут приблизиться к богу, а значит и к самой жизни. Условием возможности достижения состояния внутренней бедности становится социально-экономическая бедность.

Подобное понимание "бедности" наводит на мысль о взаимосвязи духовности и бедности. Получается, что у бедных людей больше шансов на духовность.
Что Вы думаете по этому поводу? Жду Ваших комментариев )))

 

 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: