+7 (982) 877-10-93

Города страданий

« Назад

Города страданий 22.03.2016 01:47

Добрый день!

Сегодня я предлагаю поговорить о теме больших городов в "Часослове" Рильке.  Эта тема тесно связана с предыдущими темами жизни и смерти.

Тема большого города стала важной для Рильке после посещения им Парижа. Поэт рассказал о своих впечатлениях о Париже Лу Андреас-Саломе в своём письме от 18 июля 1903 года[1]:«Я хотел бы тебе сказать, дорогая Лу, что Париж был для меня опытом, похожим на опыт военного училища, как тогда меня охватило большое страшное удивление, так теперь меня снова охватил ужас перед всем тем, как в каком-то невыразимом смятении, зовётся жизнью». «Но там нет никого, кто поможет. …всем тем, которым каждый день приходится страдать, всем тем, которые в шуме не слышат как идёт их воля, всем тем, над которыми растёт страх, - почему им никто не поможет в больших городах?» Основными чувствами, которые поэт испытал в Париже, были ужас и страх. Эти чувства нашли свое выражение в третьей части «Часослова» «Книге о бедности и смерти». Города противопоставляются жизни в единении с природой и предстают как место страданий. Уже во втором стихотворении «Ты превышаешь горные вершины» лирический герой восклицает:

Иль это я лишь страхом поражен,
бездонным страхом городов проклятых,
куда Тобой по горло погружен?
Поведай я Тебе про смрадный ад их,
про сумасбродных улиц вавилон,
поднялся бы Ты, Буря с Правремен,
и словно сор его повымел вон.

Лирический герой сначала говорит о своём страхе и описывает города как проклятые и сумасбродные. Если мир природы выступает как органичное, наполненное смыслом явление, то города как его противоположность характеризуются отсутствием смысла, т.е. сумасбродством. В немецком тексте лирический герой говорит о сути городов Wahn и Abersinn. Последующие стихотворения объясняют эти высказывания лирического героя. Жизнь людей в больших городах полна лишений и страданий. Стихотворение «Ты веси, Боже, —города» описывает жизнь людей вдали от природы, от настоящей жизни, а значит и бога:

Живут в них люди тяжко и темно,
в глубоких комнатах, пугаясь взгляда,
как боязливое ягнячье стадо,
и вдалеке земли Твоей прохлада.
Но знать ее им больше не дано.
Дети, растущие в городах, сравниваются с цветами, выросшими на подоконниках, лишёнными простора, счастья и ветра:
А у окошек вырастают дети
под той же самой тенью искони,
не зная, что живут цветы на свете,
где даль и ветер осчастливят дни.
И дети в грустном детстве — как в тени.

Там девушки цветут чего-то ради,
не перестав по детству тосковать,
но, видя, что не сбыться их отраде,
себя опять пытаются сковать
и прячут в тихих спаленках за полог
обманутые материнства дни.
Безвольный плач у них, как ночи, долог,
бессильны годы их и холодны.
В глубоком мраке одры смерти ждут их,
их медленно тоска туда ведет.
И умирают долго, будто в путах,
и нищенкой уходят от ворот.

Как видно из стихотворения, основными чувствами в городе являются страх, тоска, несбывшиеся надежды, плач, грусть, тяжесть, мрак. Образ более чем угнетающий. Эти чувства характерны для всех людей всех возрастов: и для детей, и для взрослых, и для молодых людей. Жизнь в больших городах представляет собой страдание на протяжении всей жизни. В следующем стихотворении «Там люди бледные» мы находим ответ, почему жизнь в больших городах так тяжела. Люди живут и не видят остального мира, лишь перед смертью они обнаруживают, что есть иной мир и удивляются этому:
Там люди бледные живут томясь,
недужа тяжкой жизнью год от года,
и умирают, миру изумясь.
А не видят они другого мира потому, что сосредоточены не на том, что действительно важно для жизни, а на бессмысленных вещах:
Служа вещам бессмысленным за двух,
бесславно и покорно лямку тянут,
одежды на плечах исчахших вянут,
и руки превращаются в старух.

Казалось бы, смерть должна стать желанным избавлением от этих страданий, но и смерть тяжела, она сама является страданием. Вспомним о том, что жизнь и смерть в «Часослове» являются взаимосвязанными явлениями. Смерть – это итог, плод жизни человека. Если человек не живет своей, настоящей жизнью, то и своя, великая смерть ему недоступна. Так как жизнь в большом городе не может быть настоящей, то и смерть тоже не может быть лёгкой. Города лишают человека не только жизни, но и смерти.

Там - смерть. Не та, что гладит и жалеет и нежит
их в младенчестве больном,
а крошка-смерть, забравшаяся в дом.
Своя же смерть висит и зеленеет
у них внутри незреющим плодом.

Смерть людей в большом городе не созревает. Город - это не только иллюзия, это обман, об этом лирический герой размышляет в стихотворении «Большие города —неправда волчья»: Смерть людей в большом городе не созревает. Город - это не только иллюзия, это обман, об этом лирический герой размышляет в стихотворении «Большие города - неправда волчья»:

Большие города — неправда волчья,
обман детей, зверей, ночей и дней.
И громогласно лгут они,и молча —
всем скопищем угодливых вещей.

Большие города - это искажение жизни, их суть ложь, обман,иллюзии. Они подменяют важные для жизни вещи бессмысленными. Одним из основных принципов жизни является встроенность в бытие, гармоничное существование во взаимосвязях друг с другом. Города же не подчиняются этому принципу. Они преследуют свои цели, уничтожая все на своем пути:

А города несутся самочинно,
у них на всех и вся свои права:
они зверей щепают, как лучину,
они народы рубят на дрова.

Живут их люди в просвещенном духе,
пустив и меру и устой на слом.
Успехи их раздулись, словно слухи,
и скачут там, где ползали на брюхе.
Как слуги, как блистательные шлюхи,
гремят они металлом и стеклом.

Им каждый день мир страшен, как миражи,
и быть собой им больше не дано,
и деньги, как великий ветер вражий,
их валят с ног. Они уже давно
изведены и ждут, чтобы вино
и даже яд телесный в скотском раже
гоняли их от купли до продажи.  

Для людей в большом городе стали важными деньги, богатство, власть, т.е. бессмысленные с точки зрения жизни и бытия вещи. Города – это место страха, ужаса и страданий, в котором нарушены законы бога. Города дают иллюзию настоящей жизни, однако при этом лишают человека не только жизни, но и смерти.

"Часослов" был написан в начале 20 века, но на мой взгляд, эти стихотворения не утратили своей актуальности и сейчас, в начале 21 века. Каждый раз читая эти строки, ловлю себя на мысли, что в них описана жизнь современного человека: в погоне за бессмысленными вещами, такими как деньги, власть, мы утрачиваем самих себя. Наша жизнь вращается как раз вокруг накопления и потребления, а на остальное времени уже просто не остаётся.

А что думаете Вы по поводу больших городов?

 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: