+7 (982) 877-10-93

Строительство Бога (Часть 1)

« Назад

Строительство Бога (Часть 1) 29.02.2016 06:40

Строительство Бога (Часть 1)

Одной из основных идей «Часослова» является идея о том, что люди принмают участие в строительстве Бога, в связи с чем в некоторых стихотворениях Бог метафорически обозначается как собор, храм. Основой метафорического сравнения бога и сравнения на первый взгляд может служить понимание собора как места, где происходят богослужения, т.е. место встречи бога и человека. Однако данная интерпретация уводит нас в сферу религиозной трактовки «Часослова». В мире «Часослова» собор следует понимать как произведение искусства, а не как культовое сооружение. Об отличии христианского бога, и вообще религиозного бога, от бога художников Рильке пишет в эссе «Об искусстве»: «Для человека творчества Бог — последняя, самая заветная цель. И когда святоши говорят: «Он есть», а отчаявшиеся ощущают: «Он был», мастер смеется: «Он будет!» И вера его — более чем вера; ибо он сам участвует в возведении этого Бога. Каждым прозрением, каждым познанием, каждой своей тихой радостью он добавляет к Нему еще одну силу, еще одно имя, чтобы когда-нибудь в конце Бог сбылся в ком-нибудь из далеких потомков, украшенный всеми силами и всеми именами. Это и есть долг художника». Основные идеи этого эссе обнаруживают сходство с тремя стихотворениями «Часослова»: «Частица к частице в Тебе теснится», «Вот, Господи, гляди: Твой новый зодчий», «Мы люд рабочий робкий, кроткий, хваткий».

  dom-895938_640  «Частица к частице в Тебе теснится». С каждое действием художника, зодчего, с каждым произведением искусства Бог растет, зреет: По крохам строим (дословно: громоздим атом на атом). Завершение строительства произойдет нескоро и поэтому лирический герой вопрошает: Но чья же Тебя завершит десница, о храм? Завершение храма, а следовательно Бога, возможно лишь после того, как разрушится существующий миропорядок, существующее отношение к искусству. Рим – служит указанием на итальянское искусство (живопись), которое в отличие от русской иконописи является устремленным к внешнему миру, к эпохе, а не к вечному Богу.
Рим? Он сам —
ветхий клир.
Быть может, мир?

Он разобьется…
Герой может лишь мечтать об изменении такого отношения к искусству, а значит и о завершении Бога:
Но порою во сне

яснеется мне
Твой простор —
от глубин Начала
до куполов и их позолоты.
Он своим творчеством, жизнью принимает участие в этом созидании:
И чувства помчало
до самых хор лепить лепоты.
«Вот, Господи, гляди: Твой новый зодчий». Новый зодчий, еще вчера бывший ребенком (вчерашний отрок), сталкивается с воспитанием и эпохой, поэтому его молитва неискренна и нечиста, как у ребенка и сим уже наполовину лжив. Эпоха вторгается в его мир:
На лбу,
пред суд нещадный представая,

теперь толпится летопись земная,
и ей пучиной будет приговор.
Если его мир не уничтожается судом времени, эпохой, если он не подчиняется требованиям эпохи, то он становится художником:
И Ты откроешься до края,
сияньем Книгу начиная,
невиданную до сих пор.
«И лишь в этом разладе между потоком дня и чуждым современности отношением к жизни мастера рождается вереница маленьких освобождений, является на свет его зримое деяние: произведение искусства» (Рильке «Об искусстве»).
«Мы люд рабочий робкий, кроткий, хваткий». Иногда в среде художников возникает, тот, кто становится образцом:
Но вспыхнет вдруг пришлец зарницей краткой,
и новою нас удивит он кладкой,
Художники начинают ему подражать, работают по его образцу, но работа не спорится (молотки в руках стучат с тоской), пока ими не овладеет процесс вдохновения:
пока чела не поцелует час нам,
примчав сюда всечающим и ясным
Твоим посланцем, словно вихрь морской.
И тогда начинается интенсивная работа:
И стук стоит сильней и беспрестанней, у
дары в горы —
словно кирок крик.

Продолжение этой темы будет обсуждаться во второй части статьи, которая появится еще до конца рабочей недели. Вторая часть будет посвящена ответу на вопрос: почему Бог должен стать для человека творчества последней и самой заветной целью?
И напоследок вопрос для читателей: Считаете ли Вы  Рильке религиозным поэтом? Призывает ли он художников, посвятить свое творчество Богу?

 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: