+7 (982) 877-10-93

Строительство Бога (Часть 2)

« Назад

Строительство Бога (Часть 2) 06.03.2016 00:09

Добрый день!


Сегодня я продолжаю рассматривать тему искусства в «Часослове» Рильке. Как Вы помните, эта тема оказалась тесно связанной с Богом. Сегодняшняя статья должна стать ответом на вопрос: почему Бог должен стать для человека творчества последней и самой заветной целью?
Во второй части «Часослова» смысл «строительство Бога» трансформируется в смысл «Бог - сын и наследник». В «Письмах к молодому поэту» Рильке называет бога грядущим, плодом того дерева, листьями которого являются художники. Бог совершенен, и всё что до него - меньше.
Обратимся за подробными разъяснениями к стихотворениям цикла. В стихотворении «Таким, предвечный, я Тебя постиг» последняя строфа звучит так:
Аз есмь отец. Но Сын превознесен
отца превыше. Тот, кем не был он,
великим ныне в Сыне стать призван.
И Он - возврат, Грядущее времен,
Он - океан, Он - лоно лон...
Метафоры в этом стихотворении, обозначающие бога, неслучайны: бог одновременно является  грядущим времен, созрев, он включается в общий круговорот жизни, давая новую жизнь, и в этом смысле он лоно лон, на его стихийность и неотвратимость указывает метафора океан. Он вбирает в себя всё лучшее, что собирается во внутреннем мире художника. И в этом смысле он является сыном и наследником художника: Ведь ты - наследник.
В стихотворении «И в наследье зелены» обыгрываются два смысла бога: христианский бог - создатель мира и грядущий бог художника:
А живописцы пишут для того,
чтобы увековечить естество,
Твое творенье бренное, его
вернуть Тебе….
Художник посредством своего внутреннего мира превращает внешний мир в произведение искусства. Под произведением искусства Рильке понимал «глубоко интимное откровение, что полностью выкладывается под предлогом воспоминания, переживания или события и, отрешенное от своего творца, от-ныне может существовать самостоятельно» (Рильке «Об искусстве»). Именно это получит бог как наследник: зелены сады былые с синей тишиной развалин неба; весны жалобные, как приветы, наплаканные молодой женой; Москва с великой думой колокольной; и те, кто любит, делятся с Тобой, и т.д. Примером настоящего произведения искусства служит Джоконда Леонардо да Винчи:

mona-lisa-74050_640          Смотри, жена давно
          взыграла во Джоконде, как вино.
          Иных и быть бы не должно —
         ведь новых жен не нужно новизне.
 

Это произведение живописи настолько полно выражает суть женщины, что никакое новое изображение не сможет ничего к нему добавить.
  Стремясь к полноте выражения, к предельному смыслу мира, художник завершает не только  бога, но и себя: «…путь мастера должен быть таким: преодолевать препятствие за препятствием и возводить ступень за ступенью, пока наконец он не сможет заглянуть в себя самого… Вернувшись в себя самого, он с праздничной радостью вершит деяние за деянием; его жизнь становится созиданием, больше не нуждающимся во внешних вещах. В нем открывается даль, и его внутреннее пространство становится полностью вызревшим плодом» (Рильке «Флорентийский дневник»).
Истоком творчества служит возврат в свой внутренний мир, покорение собственных внутренних вершин. Каждым своим произведением художники создают бога, тем самым создавая себя, постигая свой внутренний мир. Цель художника – завершая произведение, завершить себя, то есть постичь все вершины своего внутреннего мира. Тогда он станет богом, в новом понимании, то есть творцом самого себя, своего мира и возможностью нового мира. Это и есть тот собор, который должен быть построен, плод, который должен созреть.

Спасибо за внимание!!!

 

 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: